ИД "Первое сентября": газета "English" № 10 (16-31 May) 2008
Индивидуальное обучение в группе учащихся
(некоторые практические советы)
Хотелось бы затронуть некоторые практические вопросы данной схемы организации занятия. Как показывает практика, первое, что вызывает вопросы – это лингафонное оборудование, необходимое для такого занятия. Считается, что оно очень дорогое и непосильно для общеобразовательной школы. Однако эти опасения лишены всякого основания. Скажем, на группу учащихся из 12 человек нужно 12 портативных CD-проигрывателей. Один такой CD-проигрыватель можно купить за 1000 руб. Плюс четыре-пять удлинителей. Итого 15000 руб. на одну классную комнату. Думаю, что это вполне по силам любой общеобразовательной школе.
Еще одним мнимым препятствием является обязательная программа средней школы, которая не позволяет использовать не утвержденные этой программой учебные пособия. Естественно, преподаватели не решаются брать на вооружение что-то другое.
Но можно и не нарушать школьную программу. Допустим, вы проходите модальный глагол “should” по учебнику английского языка для общеобразовательных учреждений (авторы В.П. Кузовлев, Н.П. Лапа и др.). Вы объяснили данную тему, а потом при помощи устного упражнения на аудио CD диске отработали данный материал. И так при помощи устных упражнений на аудио CD можно проработать каждую тему по грамматике (и не только по грамматике) данного учебника, не ограничиваясь только объяснением учебного материала и несколькими примерами, которые почти ничего не дают для развития навыков устной речи.
При такой отработке у студентов есть возможность «заговорить» этот материал, вывести его на уровень владения в устной речи, а не остановиться лишь на уровне знания правила. Прослушивая ответ, начитанный носителем языка, у студентов развиваются навыки аудирования, они также учатся контролировать грамотность своей речи, сверяя свои предложения с ответом. Большую часть занятия все студенты активно работают, проговаривая вслух десятки предложений на английском языке на заданную тему, а не праздно проводят время на занятии.
У преподавателя появляется возможность индивидуального обучения каждого ученика, т.к. он, прослушивая студентов, может определить, кому можно дать уже другую тему для освоения, а кому еще поработать над данной темой, сделав это устное упражнение раза два-три, тем самым реально овладев данным учебным материалом.
Другими словами, используя устные упражнения на аудио CD дисках, вы совсем не трогаете утвержденную школьную программу, а только отрабатываете и выводите на уровень устной речи те темы, которые имеются в этой программе.
Конечно же, прежде чем проводить занятия по такой схеме, необходимо сначала научить учеников правильно выполнять устные упражнения на аудио CD дисках. Следует им объяснить, что ответ, который дается под русским предложением, нужно обязательно закрыть листочком, а посмотреть его можно только после того, как он вслух переведет русское предложение на английский язык. Если поначалу учащийся не успевает переводить предложения за отведенное на это время, то он может нажать на «паузу», спокойно и обдуманно перевести предложение, а затем, отжав «паузу» на своем CD-проигрывателе, прослушать ответ, начитанный носителем языка. Выполнив упражнение таким образом (т.е. с опорой на текст), затем это упражнение нужно сделать без опоры на текст, переводя русские предложения, которые звучат на аудио CD, и слушая ответ на английском языке, при этом стараясь успевать в отведенное для перевода время. Выполнять каждое упражнение нужно такое количество раз, которое необходимо конкретному ученику, чтобы он перестал делать ошибки на данную тему.
Естественно, когда студенты только начинают осваивать данные устные упражнения, привыкать к ним, преподаватель должен контролировать их, убеждая не смотреть ответ до того, как они переведут предложение, добиваться того, чтобы учащиеся переводили вслух все предложения, а не только те, которые им легко даются. Критерием оценки качества выполнения упражнения может служить количество ошибок: если учащийся сделал больше двух ошибок во всем упражнении, то он должен выполнить еще раз.
Учиться правильно делать устные упражнения лучше, когда в группе пять-шесть учеников (например, на дополнительных занятиях в школе). В этом случае у преподавателя есть возможность контролировать всех учеников, добиваясь от них неукоснительного исполнения всех требований. После того, как все учащиеся научились правильно и качественно выполнять устные упражнения на аудио CD, их можно объединить на одном занятии в обычном классе и приступать к обучению с использованием данной схемы организации занятия.
При переходе на такой тип занятий для учащихся главной трудностью является преодоление сложившегося стереотипа урока английского языка: они привыкли к тому, что могут сказать всего несколько предложений по-английски за все занятие, а потом со «спокойной совестью» досидеть до звонка. А при организации занятия с использованием устных упражнений на аудио CD дисках они все занятие говорят по-английски. Естественно, они в большинстве своем не привыкли так много и активно работать на уроке английского, и требуется время и определенные усилия преподавателя, чтобы заставить их делать это. В противном случае, мы имеем то, что имеем: в 11 классе многие учащиеся не знают даже глагола “to be”, совсем не употребляют артикли, путают предлоги, а уж об устной речи и говорить не приходится – трудно найти школьника, который мог бы сказать хотя бы два-три грамотных предложения. И это после стольких лет изучения английского!
Александр Скопинцев, Москва